Сегодня в рубрике #байкиОбонах вместе с экспертом Тимоня.рф, кандидатом политических наук, доцентом Евгением Подосинниковым продолжаем вспоминать банкноты родом из девяностых.
Купюра 5000 рублей 1997 года несла изображение графа Муравьева-Амурского и отсыла к историческим успехам России в 19 веке. Николай Николаевич Муравьев-Амурский (1809–1881) был государственный деятелем и дипломатом, генерал-губернатором Восточной Сибири, генералом от инфантерии, почетным членом Петербургской академии наук. Окончил Пажеский корпус, участвовал в русско-турецкой войне (1828–1829) и в походе на Польшу. В 1847 году стал генерал-губернатором Восточной Сибири проводил активную политику по освоению и заселению
гигантского края, за время службы изъездил по Сибири около 130 тысяч километров.Был одним из инициаторов присоединения Приамурья к России, руководил экспедицией по Амуру в 1854–1855 годах и закладкой 35 населенных пунктов в Приамурье и Приморье, в том числе Владивостока.
В 1858 году Муравьев-Амурский подписал Айгунский договор с Китаем, определивший новую границу по Амуру и Уссури, а также закрепивший за Россией права на остров Сахалин.
Губернатор Восточной Сибири благосклонно относился к политическим ссыльным, привлекал их к работе, демонстративно внимательно вел себя с декабристами, что послужило причиной многочисленных доносов на него. В 1861 году был уволен в отставку.
Именем Муравьева-Амурского названы два населенных пункта — в Амурской области и на юге Сахалина, а также установлены множество памятников.
На реверсе изображено «Амурское чудо» — мост через Амур в городе Хабаровск, истинное «инженерное чудо», которому уже больше сотни лет, самый большой на Транссибе и во всей России. На нем совмещены железнодорожное однопутное в нижнем ярусе и автомобильное в две
полосы в верхнем ярусе движение. Это сооружение до 1917 года называлось «Алексеевским» или «Царским» в честь наследника царя Николая II царевича Алексея. Возведение проходило в 1913—1916 гг., освященный мост был открыт весьма торжественно. Автором проекта был профессор Лавр Дмитриевич Проскуряков, руководителем постройки — инженер Б. И. Хлебников, также в возведении принимали участие инженеры
В. А. Пинус, М. И. Малышев и другие. Автор проекта арочной эстакады — Григорий Петрович Передерий. Прочная металлобетонная конструкция была в Старом Свете самой длинной (почти 2600 м, в высоту — 64 м, в ширину — 25 м) и самой крупной в Восточном полушарии. Длина каждого из 18 пролетов равнялась 130 м.
На строительство ушло 13,5 миллионов рублей. В 1908 г. в Париже на Всемирной выставке проект Амурского моста, как и Эйфелева башня, был награжден золотой медалью.
В 90-х гг. мост реконструировали, заменили старые ажурные пролеты и открыли музей Амурского моста, где помимо знакомства с прошлым «Амурского чуда» можно увидеть очень интересный экспонат — одну из его разобранных форм.
