Когда соединяется любовь к истории, театру, литературе, жизнь дарит встречи с прекрасным, знакомства с невероятным людьми. Это точно известно героине Тимоня.рф Ирине Кумовой. Поводом для встречи стали интересные события: в декабре в легендарном Малом театре в Москве состоялся дебют курянки в игровом кино в качестве сценариста картины «Реальные места вымышленных героев», посвящённой 200-летию со дня рождения А. Островского. А 20 февраля Курский драматический театр им.А.С.Пушкина назвал Ирину Кумову победителем конкурса на лучшую пьесу о городе Курске.
– Ирина, расскажите о себе, о своих корнях, как выбирали профессию, кто влиял на выбор?
– Я выросла в промышленном центре Курской области — городе Железногорске, который ещё называют «Жемчужиной КМА» за уникально богатый железорудный бассейн, где идёт добыча руды открытым способом.
В 70-е годы, на которые пришлось моё детство и юность, в Железногорске шла активная культурная жизнь, так как одно из богатейших предприятий металлургической отрасли страны могло пригласить на сцену Дворца культуры МГОКа лучших артистов, знаменитые театры. Наша семья не пропускала такие события. Это во многом повлияло на моё становление, также, как и участие в культурных программах Дворца культуры МГОКа в составе театральной студии, а потом и ансамбля танца «Жемчужина КМА», который дал не только хорошую хореографическую подготовку, но и богатые впечатления от выступлений и гастролей по стране.
Родители поощряли все мои увлечения с условием, что при этом не должно быть ни одной тройки. И я выполняла это условие, хотя иногда, после пропусков, приходилось догонять школьную программу самостоятельно. Отец тоже не упускал случая во время учебного года брать меня с собой в командировки в Ленинград или Москву, где мы обязательно посещали театры музыкальные и драматические.

После школы я поступила в Орловский филиал Московского института культуры на специальность: методика и организация культпросвет работы. Хотя пришлось пометаться между филологическим, театральным и хореографическим направлением… На выбор профессии повлияло окружение и моя любовь к искусству, а также близость Орла к Железногорску – так не хотелось расставаться с друзьями…
Сегодня профессия методиста в культуре ушла в небытие, как и формы советской клубной системы. Однако, тот широкий профиль образования, который предусматривал и сценарное мастерство, и работу с документами, музыкой, литературой, помог найти себя после развала системы культуры. Хотя в 80-е я работала по специальности: директором студенческого клуба КГМУ, где и познакомилась с моим будущим мужем. И мы вернулись в родной Железногорск в начале «лихих» 90-х годов. Мои учителя в школе №3 предложили вести школьный театр, и я с удовольствием занималась со школьниками всех возрастов. Однако, когда зарплату стали задерживать на три месяца и более, мне, как и многим пришлось, заниматься торговлей, чтобы растить уже двух детей… В 2000 году мы вернулись в Курск.
– Какие профессиональные проекты считаете самыми яркими? Какие Ваши творческие следы самые заметные?
– Сегодня являюсь внештатным автором издания «Литературная газета». Я очень дорожу званием Лауреата областных журналистских конкурсов имени К. Воробьева, имени В. Овечкина, за серию очерков о певице Н. Плевицкой, о ракетном конструкторе С. Непобедимом.
Мои публикации можно найти на сайте ВРНС, в федеральных изданиях «Гудок», «Армейский сборник». Однако, особо памятен самый первый драматургический опыт, который так и остался пока неизданной книгой, хотя отмечен дипломом и серебряным кулоном Международного литературного конкурса «Дом Романовых – судьба России» от Литинститута им. Горького в 2014 году: пьеса «Улица Золотая. Век Серебряный» — историческая , в которой персонажи имеют реальных прототипов… Так соединилась на этих страницах моя любовь к истории, театру, литературе. Но публикация за счёт автора меня не устраивала. Так что в нынешнее сложное время для литературы и искусства далеко не все работы добираются до читателя или зрителя. Спонсоров у меня нет. Поэтому я публикуюсь в литературных журналах.

Первая публикация художественной прозы состоялась в 2017 году, в литературном журнале «Воин России» No2 с рассказами и повестью «Добро пожаловать, Марлен!» о визите Марлен Дитрих в СССР в 1964 году. Очерк «Князь Барятинский и имам Шамиль», опубликованный в журнале МО РФ «Армейский сборник» No9
2021-г., стал номинантом на премию Губернатора Курской области и вызвал большой интерес. До сих пор в сети некоторые читатели мне пишут благодарные отклики на этот очерк. Эти журналы можно найти в областной библиотеке.
Ещё мне памятно культурное событие 2016 года, когда на общественных началах мне удалось организовать в Курске фестиваль документального кино «Мир и Победа», где я познакомилась с писателем-фронтовиком П. А. Михиным и договорилась о личной встрече. Это удивительный человек! Сегодня на киностудии Высшей Школы сценаристов и режиссёров в СПб завершается работа по моему сценарию над документальным фильмом «Неубиваемый» об артиллеристе Михине, в который включено интервью с ветераном, снятое тогда — в 2016 году.
Всегда с благодарностью вспоминаю Директора ГТРК Курск Михаила Лукаша, ведь он помог состояться документальному фильму «Букет для Плевицкой», где я являюсь автором сценария и продюсером. Фильм завоевал специальный диплом IХ-го МКФ «Русское Зарубежье» и на сегодня, по мнению музейщиков, это единственный документальный фильм о Плевицкой, в котором раскрывается личность певицы, и где есть попытка объективно разобраться в загадках трагической судьбы первой звезды русской эстрады.
Сегодня, как сценаристу, мне интересно сотрудничать с продюсером Геннадием Меркуловым. В нашей совместной фильмографии документальные фильмы «На дальних рубежах» и «Завещание старца Зосимы».
Моя дружба с Малым театром началась давно, когда нар. артист России, режиссёр Владимир Бейлис прочитал мою первую пьесу и дал удивительно благожелательный отзыв. Моей гордостью и творческой радостью стало сотрудничество с режиссёром – руководителем киностудии ГАМТ России — Денисом Бродским – учеником В. Бейлиса. По его приглашению мне посчастливилось стать автором сценария игровой полнометражной киноленты «Реальные места вымышленных героев», (киностудия Государственного Академического Малого Театра России, 2023) о творчестве Александра Островского. В этом фильме все слова Островского подлинные – взятые из его писем и дневников, что позволило народному артисту России А. А. Афанасьеву создать на экране удивительно живой и точный образ писателя. Причём – впервые в истории кинематографа! Надеюсь, что фильм выйдет вскоре на большой экран. Но работа над сценарием и пьесой отличаются. Пьеса – самостоятельное произведение. А сценарий – это всегда заготовка, сотворчество с режиссёром и подстройка под реальные обстоятельства.
Удачной получилась вторая моя пьеса «Алые паруса Грея» по мотивам повети Грина. Но не всегда видение драматурга совпадает с жизнью театра, а хочется, конечно, уже написать пьесу для реального воплощения. Поэтому, когда завлит Курского драмтеатра Ольга Люстик объявила конкурс на пьесу-променад о Курске, я решила попробовать. Так что иногда вдохновение дают такие вот новые идеи. И конечно, я очень рада, что моя пьеса «Герои и Музы» победила в этом конкурсе. Как проект пьеса носит теперь второе название «По следам истории». Работа над ней продвигалась не очень легко, всё-таки променад — новая форма театрального действа.
– Кто стал прототипами пьесы -променада?
–У меня получилось, что аудиоспектакль ведёт фантазийный персонаж – Муза, которая переносит слушателей во времени. По ходу маршрута, который состоит из 14 локаций на центральной улице, слушатели открывают для себя Курск через историю зданий и памятников в ходе сюжета, который основан на реальных событиях. Сразу же после освобождёния Курска от немецко-фашистских захватчиков в городе оживают Музы: по решению Горсовета сюда приезжает после ранения режиссёр-кукольник с целью создать театр кукол, на его пути, встречаются трудности и большая любовь. Прототипом главного героя пьесы — товарища Емельянова стал первый режиссёр Курского театра кукол Игорь Кондратьевич Емельянов – фронтовик, инвалид Великой Отечественной войны.
–Любимое место в Курске, Железногорске, Москве?
– Любимое место в Железногорске – «водослив», так называется живописная парковая зона возле озера. В Курске – площадь имени героя СССР полковника Степана Перекальского. Там Медуниверситет, филармония, на этой площади, где состоялась финальное сражение за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков много символичного. С этой точки и будет начинаться действие спектакля-променада. В Москве – Театральная площадь, где по вечерам горят огнями мои любимые театры Большой и Малый, где шумят фонтаны и виднеются кремлёвские звёзды. В Большой театр по нынешним ценам мне уже, наверное, не попасть, но когда я там бывала – заряжалась вдохновением надолго! А вот Малый театр, где живёт русская классика, красивая речь, великая драматургия и служат лучшие артисты – остаётся для народа доступным. Это два моих любимых театра. А ещё – ВДНХ, где ощущаешь величие, созидательную силу и красоту Родины!
– Кто или что даёт вдохновение?
–Разное. Не поймёшь. Встречи с прекрасным. Встречи с хорошими людьми. Вдохновляет, когда есть читательский или зрительский отклик. Иногда музыка, или встречи с гениями, как например, Сергей Непобедимый, или Юрий Соломин, с которым я делала интервью.

Иногда книги. Например, мемуары Саши Ратиева и поэзия Волошина вдохновили меня на пьесу «Улица Золотая. Век Серебряный». Документальная история о том, как куряне задумали создать театр кукол, когда фронт едва отодвинулся от города, зацепила как повод для пьесы-променада о Курске. А вот история жизни Плевицкой, которая окутана мифами, домыслами, подчас клеветой вызывает особый интерес: мне захотелось разобраться в том негативе, с которым образ певицы рисуют антисоветские авторы русского зарубежья времён холодной войны, а наши повторяют… И я увидела её другую. Плевицкой я посвятила большие очерки в «Курской правде»: «Плевицкая в кино и воспоминаниях» и «Услышать в вечности друг друга»… Или вот дочь моя Дарья – серьёзно увлеклась драматургией и победила с одноактной пьесой «Ленинградская сирень» в Международном конкурсе от Гильдии драматургов – тоже вдохновляет!
#культурнаяаномалия
1988-й год. Директор студенческого клуба КГМУ на Первомайской демонстрации В Доме кино с режиссёром нар. артист России — Геннадием Ивановичем Полока На Московском фестивале «Времена и эпохи» в Москве участвую в реконструкции съёмок фильма Эйзенштейна «Стачка».