День мостов отмечают 29 ноября во многих странах мира. Курянин Юрий Иванков знает о мостах всё, он руководит одним из старейших специализированных предприятий Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений «Гормост».
1 ноября Юрий Анатольевич поздравил коллег с 89-летием со дня основания:
– Наше учреждение является одним из старейших предприятий комплекса городского хозяйства Москвы. В зоне нашей ответственности находятся одни из самых грандиозных и красивых объектов притяжения столицы: памятники-гиганты, скульптуры и фонтаны, среди которых немало объектов культурного наследия страны.
Специализированный трест по строительству мостов и набережных был образован в ноябре 1935 года и начинал с проектирования и строительства таких известных объектов, как Большой Каменный, Большой Москворецкий мосты и набережных. Реконструкция именно этих мостов стала важной задачей Ю.А.Иванкова в статусе руководителя. Уже 15 лет в зоне ответственности курянина более 2000 сложных инженерных объектов. Это не только мостовые сооружения, набережные и берегоукрепления, а транспортные тоннели и развязки, пешеходные тоннели и остекленные пешеходные переходы, фонтанные комплексы и мемориальный комплекс на Поклонной горе, комплекс сооружений на Манежной площади и памятник «В ознаменование 300-летия российского флота» , многие другие.
Юрий Анатольевич умеет интересно рассказать о работе, о людях, о родных местах и памятниках столицы. Сегодня мы приводим цитату из книги писателя-биографа Игоря Вебера «Мы шли дорогами героев».
БОЛЬШОЙ МОСКВОРЕЦКИЙ
Виданное ли дело – по частям полностью разобрать Большой Москворецкий мост, построенный на месте одной из старейших переправ в городе?! По Генеральному плану реконструкции Москвы, утвержденному в 1935 году, Большой Москворецкий занимал центральное место среди вновь возводимых мостов. Он соединяет Васильевский спуск и Варварку с Большой Ордынкой и привлекает народ прекрасными видами на стены Кремля, парк «Зарядье» и водную гладь городской реки. Для пропуска волжских судов высота новых мостов над водой поднималась до четырнадцати метров. К 1938 году по проекту архитектора А. Щусева мост был построен. И с тех пор служил верой и правдой без капремонта.
А в 2018 году началась его реконструкция.
Снимался асфальт, установкой алмазной резки вырезали бетонную плиту проезжей части, вырезали опоры — железобетонные стойки, — которые отслужили свой срок. Новые опоры ставились, новая плита отливалась, по береговым пролетам в грунт на глубину шестнадцать метров забуривались отверстия. Для укрепления фундамента и подвижных обводненных грунтов в них закачивались джет-сваи…
Проектировщики на эти работы отводили два года. Мэр Москвы С.С. Собянин просил уложиться за год. «Гормост» справился за 11 месяцев!
И все это время движение по Большому Москворецкому мосту не прерывалось. Пока одна половина закрывалась на ремонт, вторая оставалась открытой для движения пешеходов и транспорта.
БОЛЬШОЙ КАМЕННЫЙ
Пора было переходить на новый объект – Большой Каменный мост. Интересно, что до семнадцатого века все мосты в Москве были наплавными, то есть делались из деревянных досок. Возможность перейти такой мост часто зависела от погоды. Конечно, со временем стали думать о строительстве настоящих мостов, каменных. Строить мост, соединяющий Замоскворечье с центром города, пригласили француза. Зодчий представил царю Михаилу Федоровичу свою модель, царь одобрил ее, но отметил, что «дорого будет».
— Зато выдержит любую нагрузку!
— Ну, с Богом! Начинайте уже.
Начать не успели. Сначала умер Михаил Федорович, а вскоре за ним и французский инженер.
К работам приступили уже при царице Софии. За десять лет построили. Получился он «золотым». У москвичей даже поговорка появилась такая – «дороже Каменного моста». Ее употребляли, когда описывалось что-то очень уж дорогостоящее. Официально мост назывался «Всехсвятским» по одноименной башне Белого города неподалеку. На одной стороне новостройки была башня – в ней тюрьма, пивной двор и табачная таможня, которая следила за тем, чтобы в Москву не ввозился табак. Считалось, что табак и курение были основной причиной пожаров. Курильщиков по городу ловили и строго наказывали.
В 1783 году наводнение мост повредило. По кирпичикам он стал разрушаться. С него «сняли» все каменные строения и лавки, пытались укрепить, но не помогло. А еще тяжело было горожанам подниматься вверх по мосту под большим углом.
Кончилось тем, что в середине девятнадцатого века «Всехсвятский» снесли. Из остатков добротного камня построили дом на Моховой. А на месте каменного появился широкий – двадцать шесть метров – металлический мост, с тремя чугунными арками. Он простоял лет девяносто, до тридцатых годов.
И вот снова его разобрали. Новый мост архитекторы решили перенести, чтобы «вписать» в главные магистрали растущего города. Теперь он должен был соединять Серафимовскую улицу и Боровицкую площадь. Работы завершили в 1938 году. Тогда-то и назвали конструкцию Большим Каменным мостом.
И вот, спустя восемьдесят лет, «Гормост» взялся за Большой Каменный мост. Перед парадом Победы 9 Мая со стороны Боровицких ворот у Каменного моста с подпорной стены начал падать гранит. Бетон выгорел, арматура прогнила, граниту держаться не на чем, и он полетел на дорогу прямо в том месте, где регулярно президент проезжает. Метров триста квадратных осыпалось. Это ЧП! Тут же вспомнили про Ю.А. Иванкова.
Звонят!
«Гормост» приезжает, опавший гранит убирает, ставит леса и страховочные опорные подмостки, затягивает все это пологом, получает необходимые согласования для начала работ.
Это как операция на сердце, также сложно. Большой Каменный – это центральная артерия города. Он соединяет юг Москвы с ее севером. Ленинский проспект и аэропорт Внуково с Ленинградским шоссе, Тверской и аэропортом Шереметьево. Движение по нему практически не прекращается, здесь вечные пробки. А тут ремонт. А тут часть полос сразу перекрывают! Оставляют по две полосы в каждом направлении.
В отличие от Большого Москворецкого, Большой Каменный стоит на стальном каркасе. Значит, демонтажных работ будет меньше. Но вот очевидная сложность: раньше стальные элементы собирали на клепках, а теперь на болтах. Технология клепания конструкций утеряна. Нет ни оборудования, ни специалистов таких. А заменить кое-что все же придется. Например, балку пролетного строения левого берега. Во время Великой Отечественной войны в нее попала авиабомба. Взорвалась, но мост устоял. Теперь ее, эту балку, деформированную и посеченную осколками, — осколки впились прямо в сталь! — гормостовики демонтировали и передали в музей. А новую балку крепили болтами, стилизованными под клепки.
Снова с лучшей стороны показали себя гранитчики. На Большом Каменном, как и на Большом Москворецком, работы для них много. Гранитная облицовка стен, ступени на лестничных сходах, парапеты на сходах, парапеты по мостовой линии – это все они!
Семь с половиной тысяч сотрудников у «Гормоста», две с лишним тысячи объектов. Москва все растет, они её обустраивают. Но и свою малую родину не забывает уроженец Ольховатки, Почетный гражданин Поныровского района, заместитель Курского землячества в Москве.
– Всё с нее начинается. С родителей, дедов, прадедов, с кирзовых сапог и деревенской грязи. Забудешь – и тебя понесет ветром по полю. Если я и добился чего в этой жизни, то лишь потому, что заквашен на памяти о войне, о великом подвиге дедов. Всю жизнь хотел быть, как они, быть достойным…
Мне кажется, я всю жизнь строил невидимый мост. Много разных мостов. Между прошлым и будущим, чтобы они не обрушились, чтобы связь сохранялась. Между поколениями, между людьми…
Что будет, если рухнут эти мосты?
Трудно представить.
Мосты должны жить!
Фото из открытых источников.