Красивые люди и красивые события

Гордые имена курских усадеб

«Усадьбы старые разбросаны
По всей таинственной Руси…»
Николай Гумилёв

Русская усадьба занимает значительное место в отечественной и общеевропейской культуре. Её по праву называют «историческим и культурным феноменом», «стихией русской души», «образом России»…

До недавнего времени внимание специалистов было сосредоточено на царских резиденциях, столичных имениях, крупных усадьбах и парках Крыма и Кавказа, при этом за рамками исследований остаётся многогранная культура русской провинциальной усадьбы.

Изучение провинциальных усадеб открывает новые страницы жизни знаменитых имён – гордости России, а с ними становятся значимыми простые названия сельских поселений, вскормившие лучшие человеческие силы Отечества.

В историю усадеб земли Курской вписаны знаменитые дворянские фамилии: Барятинские, Шереметевы, Голицыны, Ушаковы, Юсуповы, Анненковы, Нелидовы, Лёвшины, Энгельгардты, Клейнмихели и другие.

С курскими усадьбами связаны жизнь и деятельность многих известных исторических личностей, общественных и политических деятелей и деятелей науки и искусства: декабристы В.Ф. Раевский и А.Е. Мозалевский; командир легендарного миноносца «Стерегущий» А.С. Сергеев; один из основоположников сельскохозяйственной метеорологии Ф.П. Вангенгейм и его сын – основатель гидрометеослужбы СССР А.Ф. Вангенгейм; писатель, музыкант, скульптор и архитектор С.П. Потёмкин; поэты И.П. Мятлев, А.А. Фет, В.В. Бородаевский; писатели Марковы, И.С. Тургенев, книгоиздатели С.В. и М.В. Сабашниковы; шахматисты Н.С. Терещенко и А.А. Алехин; скульптор Е.А. Лансере; художники В.Г. Щварц, Н.Д. Бартрам, Е.Е. Лансере, З.Е. Серебрякова, К.А. Трутовский; С.И. Бородаевский; композитор, музыкант и меценат М.Ю. Виельгорский; композиторы С.А. Дегтярёв, Г.Я. Ломакин, П.А. Щуровский; литературовед А.В. Никитенко; певица, исполнительница народных песен Н.В. Плевицкая; оперный артист Д.А. Усатов; актёр М.С. Щепкин и другие.

Небольшие усадьбы представителей творческих профессий являлись культурными центрами губернии, создавая плодотворную творческую атмосферу для многих деятелей искусства, гостивших в имениях Воробьёвка, Нескучное, Усть-Крестище, Семёновка, Старое Першино, Никольское-Гатище, Борщень, Яковлевка, Белый Колодезь и других.

Крупные экономические посёлки и образцовые усадьбы в послереволюционное время стали базой для развития промышленности и сельского хозяйства, основой для образования районных центров Курской и Белгородской областей: Хомутовка, Глушково, Солнцево, Мантурово, Ивня, Красная Яруга, Ракитное, Борисовка, Шебекино, Чернянка…

Высокий художественный уровень отдельных построек и целых комплексов курских загородных усадеб обусловлен участием видных столичных зодчих – И.А. Монигетти, В.А. Шуко, Н.Е. Лансере, А.Д. Сухова, А.И. Владовского, Н.В. Дмитриева, Кардо-Сысоева и др., что сближало провинциальные усадьбы с культурой столичной.

В пореформенное время особенно проявилось возрастание культурно-просветительской роли усадьбы: развитии народных промыслов; коллекционировании произведений народного творчества и исторических реликвий; развитии музейного мемориального отношения к родовой усадьбе и произведениям садово-паркового искусства; в формировании уникальных ботанических комплексов; меценатской деятельности; создании профессиональных школ и учебных центров.

Благоприятные природно-климатические условия составляли главное богатство большей части Курского края во все времена: от колонизации края в XVII и до начала ХХ вв. плодородная земля была основным и надёжным фундаментом жизни курской загородной усадьбы. Этот решающий фактор определял феномен курской усадьбы, которая в пореформенный период, подвергнувшись значительным структурным и качественным изменениям, на спасительном «гребне чернозёмного клина» переживала время небывалого возрождения…

Свой исследовательский опыт охарактеризовала бы двумя прямо противоположными и в то же время неразделимыми понятиями – огромного человеческого счастья и глубокой печали… Счастье духовного озарения… счастье первооткрывателя глубинных корневых исторических пластов русской культуры, счастье общения с интересными одарёнными людьми… И печаль осознания неминуемой утраты ещё видимых остатков усадебной культуры.

Думаю, что подобные чувства знакомы моим коллегам исследователям. Не многие провинциальные области могут похвалиться бережным отношением к памятникам истории и культуры, наличием профессиональной реставрационной базы. Нередко, памятники являются охраняемыми лишь только формально…

Из четырёх тысяч памятников, включённых в охранный «Каталог памятников истории и культуры Курской области», более 2 тыс. являются памятниками архитектуры, большая часть которых находится в аварийном или руинированном состоянии. И лишь только около 50 мест на сегодня можно назвать фрагментами усадебных комплексов, различимых по остаткам аллей парков, прудов и усадебных строений. Опираясь на статистику начала ХХ в. удалось установить, что в Курской губернии насчитывалось более шести тысяч загородных дворянских и купеческих усадебных комплексов!

Несомненно, что будущее усадьбы закладывается сегодняшними исследованиями, в которых видится продолжение жизни усадьбы, но пока летописной…

Курская усадьба была явлением особого культурного феномена – частицей духовной ноосферы русской провинциальной усадьбы.

Лучший усадебный опыт является историческим и нравственным уроком нашему времени.

Необходимо серьёзное исследование русской усадьбы, чтобы сохранить в народной памяти, истории Отечества, её образ, как уникальное явление русской жизни.

Елена Холодова

За монографию «Пореформенные усадьбы Курской губернии» в конкурсе на лучшие научные и творческие работы» автору присуждена медаль Российской академии архитектуры и строительных наук