В Москве продолжается подготовка к масштабной выставке коллекции князей Барятинских. Важное место в ней займут курские шедевры, с которыми сейчас работают в Государственном научно-исследовательском институте реставрации.
О сокровищах Барятинских Тимоня.рф беседует с кандидатом исторических наук, заместителем директора ГОСНИИРа Алексеем Петрушкевичем.
– Собрание Курского музея является самым значительным в Черноземье и по значимости, и по количеству произведений европейского искусства XVII-XIX веков высокого художественного достоинства. Многие из них входили в собрание князей Барятинских, основу которого заложил Иван Иванович Барятинский. Он скупал и заказывал в Европе предметы живописи, скульптуры и графики, приглашал мастеров в Россию, тем самым сформировал собрание, не уступающее лучшим аристократическим коллекциям России.
Первым открыл её миру Сергей Дягилев, который предложил Барятинским поучаствовать в знаменитой Таврической выставке. Они согласились и представили самое большое количество произведений из всех помещичьих имений России. Только опись, которая хранится в Российской государственной библиотеке, занимает 5 томов.
Коллекция Барятинских состояла из живописи и графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства, художественного серебра. Отдельный интерес представляла этнографическая коллекция.
После революционных потрясений из Марьинского дворца Барятинских ценности вывозили вагонами. Тысячи произведений искусства переместили в Москву, а потом распределили по музеям страны. Но есть предметы, которые не покидали Курскую область. Никого не оставляет равнодушным Дворянский зал Курского краеведческого музея с экспозицией «Редкости Барятинского фонда». Уникален Рыльский краеведческий музей. Например, в его фонде четыре монументальных портрета русских царей, самый знаменитый — образ Петра I кисти итальянского художника Антонио Виги.
В Москве в реставрационных мастерских сейчас находится четыре картины, три из которых эвакуированы из Рыльска. При лабораторном исследовании полотен реставраторы сделали открытие: раскрыли секрет авторства картин. Парные картины «Пастух со стадом» и «Пастушка со стадом» приписывали Якобу Роосу, прозванному Роза ди Наполи. Но при изучении холста в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах обнаружили подпись его отца — Филиппа Питера Рооса, позже прозванному Роза ди Тиволи.
Продолжаются реставрация монументального полотна Антонио Бруни «Жатва», также известное как «Вид усадьбы Марьино».
Подлинные шедевры из собрания Барятинских будут представлены на выставке в Москве, их сможет увидеть весь мир.
Фото: ГОСНИИР