Красивые люди и красивые события

Накрючник, утирач, наспишник Курской губернии

Куряне очень любили украшать свои жилища полотенцами с вышитыми или вытканными узорами. Дом в народной культуре осмысляется как сосредоточие основных жизненных ценностей – счастья, достатка, единства семьи и рода.
Курская губерния славилась своеобразием и красотой узоров местных рушников. В каждом районе рушники украшали в соответствии с местными художественными традициями. Везде были свои специфические особенности, выражающиеся в способах ткачества и вышивки, тематике узоров, цветовых предпочтениях.
Для курского узорного ткачества характерна строгая геометричность узоров, большая ритмичность и уравновешенность отдельных частей.
Популярны растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы. Сам орнамент имеет фризовое построение – в виде горизонтальных полос, в которых повторяются отдельные элементы.
Иногда на рушниках тканый узор выступает в комплексе с вышивкой. Концы полотенец, чаще всего, отделаны широкими полосами шелковой или ситцевой ткани ярких цветов, украшены бахромой и тюлевыми или вязаными крючком кружевами.
Первоначально традиционным материалом для курских рушников служила конопля. Девушки пряли тонкую пряжу, а затем из нее ткали рушники на «кроснах» — ткацких станах. Использовали различные техники полотняного переплетения: перебор, закладное, браное ткачество, пестрядь. Ремизное или, как говорили местные, «в пять нитов» ткачество позволяло получать на поверхности ткани выпуклые, как бы вытесненные, узоры.
С XIX века мастерицы для основы рушника стали использовать хлопчатобумажные и льняные нити. Из тонких ниток ткали самые нарядные полотенца, украшающие дом: «накрючник», «наспишник», «килковый».
Для свадебных рушников брали отбеленный лен или в смеси с хлопчатобумажными и замашными (конопляными) нитями. Из более грубых замашных нитей ткали полотенца ручные для повседневных нужд – «утирач», «стырка». Головные полотенца –«убрусы», «намитки» – в более раннее время были вытканы из замашки, позже изо льна.
Тонкую ткань без цветного тканого узора отбеливали и вышивали шерстяными нитками собственного изготовления и окраса или покупными хлопчатобумажными и шелковыми. Для вышивки часто использовали и пестрядь – клетчатое домотканое полотно, клетка которого отличалась многообразием: размерами квадрата, количеством чередующихся полос, их цветовым решением.
Историки отмечают большой художественный вкус курских рукодельниц при украшении рушников. Вышивка привлекала своим образным строем, орнаментальным мотивом, яркой многоцветной гаммой: красный, зеленый, желтый, черный.
Важная роль в вышивке отводилась технической стороне: швы не только воссоздавали образ, но и выражали его сущность. Известны два их основных вида: «глухой», когда узор выполнялся по целой ткани, и «сквозной», когда он шел по разреженной материи.
В Курской губернии рушники украшали вышитыми узорами с большим разнообразием приемов выполнения – это было влиянием традиций разных народов, населявших южное российское пограничье. Но самый излюбленным у мастериц был счетный способ вышивки, когда основным формообразующим элементом был знак косого креста, символизировавшего стихию огня и света, в народе он назывался «огневцом».

По материалам Л.И. Ефремовой, кандидат педагогических наук, доцента Курского государственного университета.
Фото: Саморядовский Дом ремесел Большесолдатского района