В истории культуры Курской области и города Железногорска замечательная дата: 50-летний юбилей народного ансамбля танца «Жемчужина КМА».
«Жемчужинцы» сияли в столице и за рубежом
В 70-е-80-е-90-е годы ХХ-го века коллектив представлял Курскую область и на столичной сцене, и за рубежом: в Норвегии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Ираке и во многих городах Советского Союза. В начале ХХI-го века ансамбль распался, но стараниями бывшей участницы ансамбля – хореографа Лилии Тубольцевой возродился с историческим названием.
Сегодня у коллектива – современный образ, но исполнительские традиции сохранены и развиваются. Судя по уникальной истории коллектива – ансамбль «Жемчужина КМА» создал мощный импульс для развития искусства хореографии, притягивает во Дворец горняков как зрителей, так и участников ансамбля разных лет.
На юбилейном концерте в Железногорске 22 марта яблоку негде было упасть. Те «жемчужинцы», кто не смог приехать, прислали свои видеопоздравления из разных городов России, дальнего и ближнего зарубежья. Зрители стоя приветствовали участников ансамбля прошлых лет — помнят!
Выдающийся хореограф и педагог
А начиналась история коллектива в 1975 году с прибытия в Железногорск солиста Государственного академического ансамбля песни и пляски Донских казаков, выпускника Краснодарского института культуры – Вячеслава Николаевича Погодина (1947-2010). Сегодня именем Погодина названа хореографическая школа в городе Брест в Беларуси, там же установлена в центре города и мемориальная доска хореографу, как выдающемуся педагогу.
А начинался творческий путь Вячеслава Николаевича в Железногорске, как и карьера замечательного музыканта Ивана Никифоровича Барбашина, известного впоследствии руководителя учреждений культуры города Курска. Эти два имени были связаны в единую творческую коалицию, ведь каждый номер хореографа- постановщика сочинялся в единстве с музыкой! В. Н. Погодин создавал хореографию разных стилей, а И. Н. Барбашин со своими музыкантами сочинял яркие оркестровые аранжировки и народных напевов, и знаменитых мелодий.
Утро слободы Казацкой и Дворец съездов в Кремле
Все номера «Жемчужины КМА» шли в оркестровом сопровождении. Например, хореографическую композицию «Утро слободы Казацкой» сопровождали даже два оркестра: «Русские потешки» и эстрадный коллектив под управлением В.В. Суконника. Через год творческой активности, уже в 1976 году, ансамбль «Жемчужина КМА» под руководством В. Н. Погодина подтверждает звание «Народный», также как и оркестр русских народных инструментов «Русские потешки» под руководством И. Н. Барбашина. Коллективы становятся Лауреатами I (как потом оказалось и последнего) Всероссийского смотра-конкурса самодеятельного художественного творчества трудящихся. Это был грандиозный проект Министерства культуры СССР времён заката Советской империи. В течение двух лет по всей стране шли конкурсы в несколько этапов, начиная с районных, областных и так далее. А в 1977 году Лауреатов республиканских конкурсов пригласили на финальный концерт во Дворец съездов в Кремле!
Большой хрустальный кубок
Ансамбль «Жемчужина КМА» представлял Курскую область хореографической сюитой «Большая руда КМА» и завоевал в Москве Гран-при: Большой хрустальный кубок за лучший танец, воспевающий труд! Этот танец был очень любим всеми поколениями «жемчужинцев» и вплоть до 1992-го года, до распада СССР являлся визитной карточкой Железногорска и Курской области. Но справедливости ради надо отметить, что для расцвета талантов у коллектива была мощная поддержка МГОКа: просторные репетиционные залы, ведь коллектив насчитывал более 40 человек; великолепные костюмы, которые заказывались в мастерских Большого театра, своя обувная мастерская, оплаченные репетиторы, концертмейстеры, солисты получали квартиры, премии.
Вячеслав Погодин ставил номера разных стилей: мог вдохновиться процессом добычи руды и отразить этот процесс своеобразной хореографией, поставить мужской танец с джигитовкой саблями и лирический женский хоровод. Очень любил обрабатывать для сценического исполнения курский фольклор и не раз ездил в фольклорные экспедиции к деревенским бабушкам, а затем, в программе коллектива появлялись шедевры.
«Тимоня» и «Дударик»
На основе курской «Тимони» поставлена пляска «Карагод», где танцоры ещё и пели: «Ой, со вечора, с полуночи!». Оркестровая аранжировка была составлена И.Н. Барбашиным, как и музыкальное сопровождение танца «Дударик», который был создан по рассказу жителей деревни Красная Стрелица Хомутовскогорайона Курской области. Зрители очень любили эти номера, искрившиеся артистизмом, русскими традициями!
«Юность Курской Магнитки»
В 1977 году молодые солисты ансамбля Анатолий Шелехов и Ирина Фрицлер создали детский хореографический ансамбль-спутник «Юность Курской Магнитки». И к 1980 году, на свой 5-летний юбилей ансамбль прибавил к званию Лауреата Всесоюзного и Всероссийского фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся новое звание Лауреата V-го фестиваля народной республики Болгария. Коллектив становится полупрофессиональным, но на пике популярности, в 1982 году, Вячеслав Погодин уезжает в Брест по личным причинам, передав коллектив своему другу и коллеге из Краснодара — Владимиру Андреевичу Панчуку, ставшему впоследствии с воспитанниками «Жемчужины КМА» заслуженным работником культуры РФ.
Курск на классическую школу и шедевры
С новым руководителем меняется стиль ансамбля, но сохраняется курс на высокую школу классической подготовки, исполняются хореографические шедевры Погодина и бережно передаются из поколения в поколение. Программа пополняется новыми постановками. В 90-е годы, самые сложные для страны, ансамблем руководили супруги Михаил и Лариса Пыжовы.
Михаил искренне поделился историей своей любви: будучи участником одного из курских ансамблей танца, он в 80-е годы увидел выступления «Жемчужины КМА» в Курске и был поражён уровнем, недостижимым в то время для областной самодеятельности, размечтался попасть хотя бы на репетиции коллектива. А потом встретил железногорскую студентку Курского колледжа культуры Ларису и — судьба была решена!..
В 1988 году в коллектив приходит хореограф Лилия Галко, выпускница Псковского культпросветучилища, выходит замуж за репетитора ансамбля Юрия Тубольцева, и никто не подозревает, что в этой искренней и обаятельной девушке таится крепкий характер, позволивший через годы, взвалить на свои плечи работу по возрождению традиций русского народного танца, забытого и немодного по мнению руководителей учреждений культуры начала 2000-х.
Сегодня «Жемчужина КМА» под руководством Лилии Тубольцевой активный участник Всероссийских детских творческих конкурсов, коллектив по-прежнему популярен в Железногорске, хотя позабыт в Курске, но мы – напоминаем, сохраняя страницы из истории культуры Курской области, и желаем нынешнему коллективу больших успехов в будущем!
Участница ансамбля Ирина Кумова

Москва. Исполнители лучшего танца о труде — Лауреаты I Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества трудящихся. 1977 год. - Фрагмент финала из танца «Большая руда КМА».
- Русская пляска, солист А. Шелехов.
Фрагмент записи передачи для курского ТВ - Танец «Соловейко», 90-е годы.
- Участники ансамбля разных лет
Фото из архива автора