Красивые люди и красивые события

Постовые песни защитников Руси

В Суджанском районе есть известное далеко за пределами Курской области село Плёхово. Известное своими патриотичными жителями. Они верны традициям предкам и умеют не только хранить и охранять, но и заинтересовать молодёжь, вдохнуть новую жизнь в старину.
Визитка села – единственный в нашем крае центр Центр фольклора и знаменитый фольклорный ансамбль «Тимоня», участник множества фестивалей, конкурсов, обладатель премии «Душа России».

10 интересных фактов о плёховском Тимоне

1. Эхо известности Плёхово родом из 1937 года. Село стало центром притяжения фольклористов после экспедиции Московской консерватории во главе с учёным Климентом Васильевичем Квиткой. Постоянство интереса подогревается богатством фольклорных жанров, обширностью репертуара, мастерством карагодной пляски, сохранностью традиции инструментальной ансамблевой игры, слаженностью многоголосного звучания песен.

2. Уникальная локальная южнорусская песенная традиция сформировалась на территории бывших Суджанского и Обоянского уездов Курской губернии в связи со строительством на юге России в XVII веке линии оборонительных укреплений. Засечная черта преградила дорогу грабительским отрядам крымских татар на русские земли. «Служилые люди» Московское государство направило для защиты южных рубежей служилых людей, которые в XVIII веке перешли в сословие государственных крестьян-однодворцев. Особое правовое и имущественное положение способствовало обособлению однодворцев и формированию у них оригинального комплекса материальной и духовной культуры.

3. В Плёхово удивительно поют «алилёшные» песни, исполняемые под специфические хореографические жанры – танки и карагоды. Записано около 200 песен и инструментальных наигрышей. Самые известные – «Тимоня», «Чеботуха», «Батюшка», «Жарко пахать».

4. Исполнительская манера плёховцев отличается богатством импровизации, сложным многоголосием в узком звуковом объеме. В ансамбле уникальный набор инструментов: кугиклы (флейта Пана), жалейка, скрипка, балалайка. Рожок, как самый громкий и мелодически подвижный из инструментов, вел мелодическую линию, его гармонической поддержкой служили аккорды балалаек и скрипки. Особую полифоническую линию образовывали партии кугикл.

5. Кугикальниц в ансамбле должно быть не меньше трех. Одна из них играла-исполняла мелодию на пяти дудочках, другие придували-использовали три или два ствола, запаздывая по отношению к играющей на полдоли, в результате чего получался сложный контрапункт мелодических линий. Играющая кугикальница добавляла к инструментальному звучанию голосовые призвуки – фифканье.

6. Женские, мужские и смешанные инструменты. В инструментальном исполнительстве есть традиционные правила: на кугиклах играют только женщины, на рожке, скрипке, гармони – только мужчины. На балалайке могли играть и те, и другие. Нередко музыканты владеют игрой на нескольких инструментах.

7. Наряду с традиционными наигрышами инструменталисты исполняют частушки и мелодии городских танцев: «Краковяк», «Польку», «На реченьку».
Инструментальная музыка, пение и танец являются неразделимыми компонентами плеховской традиции, которыми владеют все истинные мастера: хорошие певицы часто умеют играть на кугиклах, а скрипачи и рожечники с удовольствием поют – и все без исключения ловко пляшут в карагоде.

8. Палитра жанров, записанных в Плёхово за годы собирательской деятельности, велика. Это календарные и свадебные обрядовые песни, карагодные и таночные, лирические песни, инструментальные наигрыши, духовные стихи, материнский и детский фольклор. В репертуаре ансамбля значительное место занимают песни, исполняемые под пляску, – карагодные, таночные и плясовые свадебные. Интересно, что свадебных песен больше половины.

9. В отличие от многих других сел курско-белгородской традиции в Плёхове исполняют много лирических песен: рекрутских, покосных, бурлацких. «Бурлачить» – уходить на заработки за пределы родного села. Особенно интересны и самобытны лирические песни, которые закреплены за ранневесенним сезоном, – так называемые постовые. Их пели во время Великого поста, когда запрещались гуляния в карагодах. Они представляют собой ранний слой лирических песен, которые по музыкальной стилистике очень близки к календарным обрядовым.

10. Певческие традиции передаются от старших к младшим. В Плёхове существуют целые певческие семьи и династии. На каждой улице певцы и музыканты образовывали свои «уличные» составы. Каждый привыкал петь со своими соседями, хорошо знал особенности их певческой манеры, любимые песни, особенности инструментальной игры. Для исполнения таких песен важно слушать своих соседей по ансамблю, даже предугадывать, в каком направлении будет идти их голос, чтобы занять освободившееся «место» в звукоряде. Такие ансамбли могут в исполнительской манере и репертуаре значительно отличаться друг от друга. Однако для плёховцев характерна общая слаженность звучания, обусловленная тем, что в курской традиции велика роль жанров, которые исполнялись «всем миром» – в карагоде, на праздничном гулянии, на свадьбе.