Самый первый в истории крестный ход с Курской Коренной состоялся в 1618 году, в девятую пятницу по Пасхе, по высочайшему Указу царя Михаила Федоровича. В этот летний день чудотворная икона была торжественно перенесена из основанного в 1612 году Знаменского монастыря в «пустыньку» что на корню». Вековая традиция впервые была нарушена в 1768 году, 22 года действовал указ Священного Синода о запрете носить икону в Коренную пустынь по причине недостойных споров между настоятелями и монахами Знаменского и Коренного монастырей и возникших в 1767 году беспорядков.
Во второй раз традиция крестного хода в Курской губернии была прервана событиями 1917 года. После длительного перерыва первый крестный ход состоялся 15 июня 1990 года, возобновление традиции можно назвать одной из духовных побед митрополита Курского и Рыльского Иувеналия.
Крестный ход с чудотворной иконой Курской Коренной Божией Матери снова стал знаменательным событием, как и в в XIX веке , когда тысячи богомольцев из окрестных сел, уездных городов и со всей России собирались в Курске к 9 пятнице по Пасхе. С 1806 г. утвердился тот величественный порядок, что так поражал воображение современников и запечатлён картине И. Репина «Крестный ход в Курской губернии».
За месяц до выноса святую икону возили по домам, куряне прощались со своей заступницей. Богомольцы приходили группами, каждая несла свой шест, украшенный лентами, веточками, цветами, отчего все шествие приобретало пестрый, праздничный вид.
Перед собором заранее устанавливались «12 фонарей» в виде церковок с посеребренными главками. В ночь перед выносом иконы на особом помосте служили особую «народную всенощную», десятки тысяч людей стояли с зажженными свечами. Пение стоголосого церковного хора дополняли мощные колокола собора и других курских церквей.
С восходом солнца по Московской улице начинали двигаться паломники. В 11 часов дня из ворот Знаменского монастыря выносили самый большой и самый старинный «фонарь», его несли до самой Коренной пустыни, сменяясь, 40 человек. После литургии чудотворную икону в ее самой древней ризе, подарке царя Федора Иоанновича, выносил из храма архиерей и входил на высокий, крытый красным сукном помост на площади, наступал самый величественный момент: под пение и звон колоколов владыка благословлял иконой город на все четыре стороны.
До старой Ильинской церкви икону несли губернатор и предводитель дворянства. Впереди шли воинские части с оркестром, за ними монашествующие, архиерейский хор певчих в малиновых кафтанах и два ряда священников в праздничных пасхальных ризах. В середине находилась святыня и покровительница Курского края — чудотворная икона.
У Ильинской церкви икона передавалась городскому голове и председателю земской управы, которые несли ее до Благовещенской церкви больницы сестер милосердия Курско-Знаменской общины Красного Креста. В небольшой часовне за Московскими воротами служили краткий молебен и через Ямскую слободу несли икону в Коренную пустынь. Крестный ход приходил туда к 8 часам вечера, где ее торжественно встречали и проводили богослужения.