Красивые люди и красивые события

Свистуны из Кожли до Персии дошли

Глиняная игрушка из с.Кожля Курчатовского района Курской области — пример настоящей кустарной игрушки. Она была создана и лепилась всегда с целью продажи и промысел жил, развивался, умирал и снова оживал ровно в соответствии с возрастающим или угасающим спросом на кожлянскую игрушку.

В Курчатовском районе издавна были хорошие для гончарства глины. Согласно архивным данным помещик Денисьев, в середине XVIII века, заселил эти места «разными мастеровыми людьми» из Полтавской губернии. Появилось село Кожля, а неподалёку, в селе Дроняево, издавна жили «москали», занимавшиеся гончарством.

Дроняевцы тянули горшки, были хорошими мастерами, глина у Дроняево была красная, качественная. Но не вся глина подходила для изготовления посуды, попадалась сизая, которая была слишком жирна, посуда трескалась. А вот для свистулек — в самый раз, вот и наладились в Кожле свистульки лепить. Соседи-гончары подсмеивались, называли кожлянцев «свистунами», но дело пошло хорошо.

Есть важная особенность в промысле: игрушки лепили и раскрашивали исключительно женщины. Мужчины заготавливали глину, помогали в обжиге, но в основном занимались гончарством. Интересно, что для гончарных изделий кожлянцы покупали красную глину у дроняевских.

С раннего возраста девочек учили делать игрушку. Лет в 11-12 уже лепили на продажу. По воспоминаниям Валентины Ковкиной, мать грозила хворостиной, если товар на базаре не раскупят. Раскупали, ещё как!

Свитульки развозились далеко за пределы Курской земли, даже в Персию и в Турцию. Перевозили их в бочках. Кстати, отсутствие лишних деталей и налепов обусловлено как раз удобством перевозки, чтобы не откалывались мелкие детали.

Игрушки принято лепить большой партией и потом сразу обжигать. В горн для обжига закладывают до 1000 штук. Обжигают по старинке, выкопав яму во дворе. Под ямой устроено место для розжига огня. После обжига игрушки расписывают. Росписью обычно занимались женщины, но бывало, что и мужчины.

Образы кожлянских игрушек очень своеобразны, на их формирование скорее всего оказало влияние происхождение мастеров с Украины. За особую пластику и динамичность изделий, мастера Валентину Ковкину назвали «русским Ван Гогом».

В 1976 году Александр Фрумкин устроил выставку кожлянской игрушки в Москве, где были работы Валентины Венедиктовны и двух других мастериц – О.И. Дериглазовой и У.И. Ковкиной. После этого выставки кожлянской игрушки прошли в Европе, Канаде, Японии.

При советской власти игрушку стали забывать, поскольку власти не увидели в ней «идейно-нужного». Возрождаться она начала только в начале 1980-х. Директор школы соседнего с Кожлей села Дроняева Светлана Гасникова стала рассказывать детям о том, чем жили их предки, в школе стали преподавать лепку и гончарство. А ещё, в начале 70-х, известный искусствовед Александр Фрумкин заинтересовался старинным промыслом и стал часто приезжать в Кожлю.

Член-корреспондент Академии художеств СССР, заслуженный художник Александр Наумович Фрумкин вёл изыскания в селе Кожля, изучал образцы, беседовал с мастерицами и побуждал их к возрождению мастерства.

Валентина Венедиктовна Ковкина даже взялась учить детей в Дроняевской школе, но остальные мастерицы отказались: мастерство не передать на уроке, его надо постигать из-под руки, близко общаясь, практически живя с мастером — так объясняет Лилия Тимофеева.

Лилия Витальевна Тимофеева училась у своей бабушки, Ольги Ивановны Дериглазовой и её сестёр, как раз вот так, из-под руки. Кроме неё мастерством владеет её муж, Валентин Алексеевич Тимофеев и сестра Татьяна Витальевна Коробова.

Остальные мастера, занимающиеся изготовлением кожлянской игрушки, учились не так. Лилия и Валентин потихоньку занимались изготовлением и популяризацией родной игрушки. Как говорит Лилия: «Идешь в промысел — знай, что это навсегда». И они часто ездят на фестивали, ярмарки, проводят мастер-классы.

Постепенно менялись «директивы», соответственно, стало меняться и отношение к промыслам. И вот, где-то в двухтысячных, кожлянскую игрушку провозгласили «визитной карточкой Курского края» и активно стали её изготавливать и пропагандировать.

Появились новые мастера и у традиционной кожлянской свистульки появились новые, современные «потомки». Формы стали более гладкими, краски стали акриловыми, появились совсем не характерные образы. Только Лилия и Валентин продолжают лепить так, как научились у бабушек и красить анилиновыми красителями, замешанными на яйце и с помощью куриного пера.

«Визитную карточку» пропагандируют вовсю. Недавно, в мае 2018 года открылся в Курчатове «Музей кожлянской игрушки». В нём нет старинных образцов и артефактов, он представляет собой ряд бетонных скульптур, похожих на образы кожлянских свистулек.

Сотрудники Курского Областного дома народного творчества, в свою очередь, много действительно полезного сделали для популяризации кожлянской игрушки. В 2008 году художник и руководитель Отдела народного творчества Владимир Окаев поспособствовал выпуску конверта Почты России с изображением кожлянской игрушки.

Как повернётся дальше судьба кожлянской кустарной игрушки, пока не понятно. Мы считаем, что сохранить любой промысел помогают покупатели. Покупатели грамотные, разбирающиеся, знающие историю и способные отличить истинно-народное. К счастью, есть у кого спросить и есть где увидеть образцы.

В собраниях музеев декоративно-прикладного искусства их немало, есть и в частных коллекциях. Это работы мастериц, возродивших кожлянскую игрушку, в конце 1970-х их оставалось трое: Ковкина Валентина Венедиктовна (1922 г.р), Дериглазова Ольга Ивановна (1912 г.р) и Ульяна Ивановна Ковкина (1902 г.р). Пелагея Строева также была из кожлянских мастеров. Она переехала из Кожли.

Работы их продолжателей — Лилии и Валентина Тимофеевых, есть не только в музейных коллекциях, для этих мастеров изготовление кожлянской игрушки и сейчас является основным заработком.